Общей особенностью всех эффективных коммуникаторов является то, что они обладают стратегией, причем, у каждого успешного коммуникатора своя стратегия эффективной коммуникации, и все они непосредственно придерживаются одних принципов: делением на три группы – калибровка, подстройка и ведение.

Также, человек, который успешно общается, может замечать изменения состояния своего собеседника и менять поведение в зависимости от этого состояния. К примеру, мы заходим в магазин, к нам моментально подходим консультант и начинает предлагать какой-то товар. Мы выражаем недовольство, но консультант-мучитель все настойчивей продолжает предлагать нам микроволновку, когда мы пришли за смартфоном, в итоге, нерадивый продавец послан на все стороны света, а мы идём в другой магазин. Так и в жизни, плодотворное общение подразумевает под собой подстройку под собеседника, если этого не происходит, то общение заключается в нескольких монологах с двух сторон. Итак, чем успешнее мы пользуемся нашей стратегией, тем более плодотворный, и конечно приятный, происходит у нас обмен информацией с человеком.

Калибровка – процесс, который заключается в определении общих признаков проявления эмоций у объекта коммуникации. Для обнаружения этих особенностей психики у собеседника, надо иметь определённые навыки, причем, если мы хотим достичь положительных результатов, то необходимо производить калибровку точно и с лёгкостью, следовательно, если человек заметит, что мы слишком навязчиво пытаемся определить движения его зрачков, или наклон головы, то он будет, мягко говоря, не очень рад.

Говоря о калибровке, существует правило, заключающееся в определении трёх признаков более трёх раз. Такое условие имеет под собой основу, ибо если мы определим неверную эмоцию, то в будущем не достигнем поставленной цели в коммуникации с индивидуумом. Пример: нам необходимо определить состояние грусти у человека, мы умерено пытаемся вызвать эту эмоцию, и наблюдаем за тем, как у собеседника будут сложены руки, как он начинает дышать, как ведут себя зрачки.

Следующим шагом в успешной коммуникации является подстройка, заключающая повторение невербальных признаков. Тут также надо делать все с лёгкостью и незаметно. Вообще, подстройка очень важна, так, как объект коммуникации должны нам довериться, понять, что мы свой, а не чужак и другой стаи. Подстройка представляет из себя, повтор невербальных признаков, которые мы определили в предидущем шаге. Допустим, «подопытный» дышит спокойно и медленно, для того чтобы войти с ним в связь мы также должны дышать спокойно, а ещё лучше принять с ним одну позу.
Подстройка состоит из: принятия позы собеседника, повтора дыхания за человеком, и имитации голоса. Для всего этого надо, также, иметь определённые навыки.

эффективная коммуникацияДля развития в себе способности подстраиваться под необходимого индивидуума существует небольшое упражнение, которые представляет собой спор с применение одинаковых поз. Выбираются два человека, имеющие разные точки зрения относительно одного вопроса, при этом они не меняют общей позы, а стараются максимально её (позу) повторить. В итоге, спорящие находят общий компромисс намного быстрее. Можно поэкспериментировать и взять двух людей с одинаковым видением какой-то вещи и заставить их говорить разными частотами, сидеть в разных позах, скорей всего, такие люди начнут ссориться.

Следующим шагом является ведение. Ведение подразумевает под собой, изменение состояния собеседника путём изменения своего состояния. Когда произошла подстройка индивидуума, который общается с нами, начинает незаметно для себя повторять наши действия, на этом принципе построены перелёты лебедей, они все находятся в состоянии ведения вожака, летящий первым.

Если вам, дорогие читатели нашего журнала, заинтересовала эта тема, то настоятельно рекомендуем ознакомиться с книгой «Искусство манипуляции». Автор Хенрик Фексеус. В ней подробно и на примерах описаны техники эффективной коммуникации.

В заключение добавим, что все люди пользуются этими тремя шагами, только это происходит неосознанно, а процесс осознания, заметим, выводит все эти принципы на более качественный уровень.