У термина «бизнес план» есть множество определений. Суть их сводится к одному – это подробное описание планируемого бизнеса с учетом всех потенциальных рисков и возможностей их преодоления, прогнозирование наиболее выгодного для фирмы результата и стратегия его достижения.

 Планирование бизнес плана

Планирование бизнес плана рассчитано на:

  • тех, кто будет финансировать проект;
  • исполнителей проекта.

На основании бизнес плана инвесторы оценивают целесообразность вложений. Исполнители получают информацию, следуя которой, они будут его реализовывать.

планирование бизнес планаНеобходимость бизнес плана заключается в том, что он послужит обоснованием для кредита на развитие бизнеса. Для многих банков бизнес план входит в обязательный пакет документов. Он наглядно показывает потребность в привлечении инвестиций и заемных средств. В корректном бизнес плане просчитано соотношение «риски/ отдача», позволяющее минимизировать разного рода затраты и увеличить прибыль.

Хотя не существует единого регламента по составлению бизнес плана, поскольку есть множество направлений бизнеса, но есть обязательное требование – структура. Он должен быть логичным и структурированным. Бизнес план включает в себя следующие части (названия могут варьироваться):

  • Краткое изложение сути проекта. В ней описываются цели и задачи, объект бизнеса (товар или услуга), целевая аудитория (рынок), предполагаемый бюджет.
  • Исследование рынка. При исследовании рынка применяются разные виды методик. SWOT анализ просчитывает сильные (S) и слабые (W) стороны проекта – это внутренние показатели; возможности (O) и угрозы (T) – внешние показатели. На внутренние показатели могут повлиять исполнители проекта. На проект влияют внешние показатели. К примеру, ассортимент фирмы относится к внутренним показателям,  а налогообложение – к внешним. STEP анализ исследует внешние показатели, или факторы: социальный, технологический, экономический и политический. На основании социального фактора определяются предпочтения целевой аудитории. Технологический фактор выявляет основные направления развития  технологии, которые могут совершенно изменить рынок или дать новый продукт. Экономический показатель очерчивает направление движения ресурсов в государстве, от чего непосредственно будет зависеть деятельность компании. Политика создает определенную среду вокруг компании.
  • План продвижения продукта/ услуги. Этой части бизнес плана необходимо уделить особое внимание. Именно от  плана продвижения, другими словами, маркетинга, зависит, будет ли товар/ услуга пользоваться спросом. План продвижения – это цепь, первое звено которой – концепция товара, а последнее – его потребление целевой аудиторией.
  • План по продажам. Поскольку цель любого бизнеса – обогащение, а без продаж прибылей не будет. Показатель прибыли – это ключевой фактор для потенциальных инвесторов или кредиторов. План по продажам необходимо составить вообще для проекта, в частности для каждого структурного подразделения.
  • Бюджет. В этой части бизнес плана представлены финансовые затраты на его реализацию. Бюджет – одни из решающих аргументов за или против вложения денег в данный проект. Неважно, велика организация или нет, бюджет поможет сократить финансовые риски при реализации проекта.

Корректно составленное планирование и цель бизнес плана приведет определенным положительным последствиям. Сотрудников будет проще замотивировать, если они имеют перед собой конкретные цели. Структура проекта будет  четкой и понятной, все ее внутренние подразделения будут логично взаимодействовать.

Немаловажным моментом в составлении бизнес плана является его оформление.  Даже идеальный бизнес план, оформлению которого не уделили определенное время, вызовет недоверие инвесторов. Необходимо оформить его так, чтобы его можно было предоставить на ознакомление в любое время. На первой странице стоит указать наименование фирмы, цели и задачи. Не стоит забывать про содержание, так как это существенно сократит поиск информации. Данные лучше воспринимаются в виде таблиц и графиков, так как это более наглядно.